стол с предметами

Я создаю «МИР» с детьми для детей

15 апреля 2018

news2

Я создаю «МИР» с детьми для детей

Каждый родитель хочет дать своему ребенку все самое лучшее: воспитание, образование; сделать максимум для его гармоничного развития. Именно эти задачи стоят перед лицеем «МИР» — Мастерской Индивидуального Развития, школой нового типа. Дошкольное образование, многопрофильное обучение, творческие студии, спортивные секции, авторские методики, индивидуальные образовательные траектории, инклюзивная среда, зарубежные стажировки — вот далеко не полный перечень преимуществ этой школы.

Павиченко Юлия Владимировна, учредитель и директор лицея «МИР», эксперт в сфере международного инновационного образования, активный участник украинской образовательной реформы, любезно согласилась ответить на наши вопросы.

Юлия Владимировна, что такое современная школа? На что ориентироваться родителям при выборе учебного заведения для ребенка?

В первую очередь я бы рекомендовала родителям ориентироваться на свои собственные ожидания от школы. Их лучше даже записать в виде «хотелок» на листочке и под них подбирать школу. Я всегда обсуждаю ожидания родителей еще до того, как мы подпишем договор о сотрудничестве. В старшей школе к родительским «хотелкам» очень важно добавить детские. Мы это тоже обсуждаем. Например, в этом году к нам перешла ученица из другой школы, где ее дразнили «ботаном», девочка перестала учиться, закрылась. Главным желанием родителей и девочки было найти другую среду, где хорошо учиться не стыдно, а престижно. Вот они и нашли наш лицей «МИР». Другой пример таков: мальчик-спортсмен имеет много тренировок и соревнований, не может посещать обычную школу в стандартном графике. Родители нашли нас, мы сделали под него индивидуальный план и теперь его выполняем. Наверное, такой и должна быть современная школа — гибкой, отвечающей на запрос родителей и общества, умеющей приспосабливаться к быстро меняющемуся миру. Однако при этом остающаяся на стержне базовых ценностей. Таких как уважение друг к другу вне зависимости от возраста, статуса, национальных и культурных различий, особенностей развития. Считаю важным — соблюдение каждым членом школьного сообщества прав и обязанностей, формирование активной гражданской позиции, развитие мультикультурной грамотности. Современная школа должна воспитывать личность, которая умеет принимать осмысленные решения для достижения собственных целей и общественного блага.

Но родителям часто трудно сориентироваться в своих «хотелках». Мы выросли во вчерашнем мире, а нашим детям жить в будущем. Как быть?

Да, мир сегодня изменяется очень быстро. Футурологи говорят о том, что через 15 лет исчезнет более 60 % профессий. Именно поэтому сейчас актуален компетентностный подход к образованию, который заложен в новый Закон «Об образовании» и Концепцию Новой украинской школы. Этот закон и концепция появились недавно, а мы работаем в этом направлении с первого дня создания лицея «МИР» — уже шесть лет. У нас созданы модели выпускников школы каждой ступени, на которые мы ориентированы в работе с детьми. Наш выпускник должен быть самостоятельным в принятии решений, самоорганизованным, уметь учиться, уметь находить и обрабатывать информацию, работать в команде, быть толерантным и ответственным. Этому учат, в том числе, и своим примером. Поэтому наши учителя-мастера сами все время учатся, в том числе и за рубежом — в прошлом году целая делегация «МИРа» осваивала опыт финских коллег в Ювяскюля. Я сама постоянно прохожу стажировки и повышаю квалификацию за рубежом, посещаю минимум два-три международных образовательных мероприятия в год, чтобы держать руку на пульсе и учиться новому. Иначе мы не будем интересны детям и востребованы ими. Пример взрослого очень важен. Поэтому я бы рекомендовала родителям обращать внимание при выборе школе, насколько она ориентирована на современные тренды, как организована работа с педколлективом по повышению их квалификации, как школа интегрирована в международный образовательный процесс, ведь глобализация мира продолжается, и школа не может с этим не считаться. Наши выпускники должны быть конкуретноспособны и успешны в мировом масштабе. Кстати, наши родители очень современны и хорошо разбираются в этих темах. Они много читают, задают различные вопросы, предлагают интересные идеи. У нас в школе работает Parents Club, в рамках которого проводятся семинары, круглые столы, тренинги по актуальным вопросам. Последний, например, был посвящен теме образования за рубежом. Мы приглашали специального эксперта, которая честно рассказа о всех мифах и подводных камнях в этой области. Обычно эти заседания открыты для всех желающих. К нам на консультации приходят родители и из других школ — мы щедро делимся своим опытом и знанием. Рекомендую подписаться на страницу лицея «МИР» в Фейсбуке — там мы публикуем информацию обо всех мероприятиях. На ближайшем планируется разговор о мотивации к обучению. Всех приглашаем.

«Мастерская индивидуального развития» — это школа нового типа. Что вы можете предложить современному ученику?

Мы предлагаем ученику комфортные условия для саморазвития. Принято считать, что школа обязана готовить к будущему. У нас свое видение: будущее — само собой, но здесь и сейчас течет твоя жизнь, которую ты нужно проживать качественно и с удовольствием. Наша задача состоит в том, чтобы сформировать у ребенка ощущение собственных колоссальных возможностей. Благодаря своему потенциалу ребенок должен быть успешным. Лицей «МИР» как раз и нацелен на то, чтобы раскрыть этот потенциал. Мы не станем наказывать детей за нерешенную задачу. Если ребенок проявляет интерес к определенному виду деятельности, если у него есть к чему-то талант, то мы развиваем его способности именно в этой сфере. Ребенок ощущает себя на волне успеха. Успех каждого всегда отмечаем публично: на сайте, на странице лицея в Фейсбуке, в Инстаграм, на общешкольных и внешкольных мероприятиях, снимаем видео о ребятах и многое другое. В нашем лицее нет рейтингов. Мы не сравниваем детей друг с другом. Единственное, с кем сравниваем, — это с самим с собой вчерашним и смотрим на собственные планы в будущем. Наши дети учатся ставить перед собой свои цели, находить способы их достижения.

А как же физика, химия, математика и результаты ВНО?

Одно другого не отменяет. Все предметы учим обязательно, как и в обычной школе. У наших детей нет проблем, если родители вынуждены поменять школу из-за переезда или по другим обстоятельствам. «МИР» имеет лицензию и государственную аккредитацию, мы выдаем документы государственного образца и выполняем государственный стандарт. В этом смысле у нас все в порядке. У нас концептуально другой подход к процессу обучения и ученику, как соучастнику этого процесса. Ученик — не исполнитель воли учителя, он — равноценный партнер со своими правами и обязанностями. Наших учителей мы называем мастерами. Учитель учит, а мастер делится опытом. Освоение опыта учеником, приобретение навыков и знаний — это долгий процесс, во время которого допустимы ошибки, — важен их анализ. Благодаря подготовке в нашей школе дети чувствуют себя уверенно и спокойно на ВНО и показывают, соответственно, хорошие результаты. У нас уже было несколько выпусков (ребята переходили к нам из других школ даже в 11 классе). Все выпускники поступили, куда планировали, прекрасно учатся, многие уже работают. Мы гордимся их успехами.

А как насчет дошкольников? Вы применяете свои методики раннего развития детей?

Сейчас у нас работает подготовительное отделение для дошкольников и группа кратковременного пребывания. Наша главная цель не в том, чтобы научить ребенка читать, писать или заполнить мозг малыша академическими знаниями, а в том, чтобы обеспечить ему плавный переход от игровых видов деятельности к учебно-познавательным. Сначала нужно адаптировать детей, чтобы у них с первого дня не отпало желание посещать школу. Мы, конечно же, учим писать, читать, эстетически развиваем детвору, но продвигаться в этом направлении нужно постепенно. За результатами следят школьные психологи. Психологическая служба в лицее «МИР» очень сильная, так как мы много внимания уделяем психологическому сопровождению учебно-воспитательного процесса.

Какой у вас преподавательский состав? Отличается ли ваш учитель-мастер от среднестатистического?

Отношения в школе семейные, это заслуга наших мастеров. Мастер — авторитет. Фамильярность и неуважительное отношение не допускается. Однако благодаря особой дружественной атмосфере у ребят пропадает страх перед учителем и, следовательно, перед решением сложной задачи. Это способствует развитию творческого начала ребенка, мобилизует его на преодоление трудностей. Наши дети не боятся совершать ошибки. Каждый наш мастер — интересная личность, которая все время учится и развивается. Кстати, у наших мастеров есть собственные траектории саморазвития, в которых определены цели и задачи на ближайший год. Например, учительница математики решила научиться писать картины акварелью — уже есть несколько замечательных работ. К концу года планируем персональную выставку. Многие мастера поставили цель укрепить свой английский — ходят на курсы, создали школьный Speaking Club. На каникулах и выходных мы организуем с мастерами разнообразный досуг, проводим тренинги и семинары, учимся всему новому. У нас интересно.

Как можно попасть в вашу школу? Нужно ли сдавать какие-то вступительные экзамены?

Достаточно захотеть и просто прийти. Нет никаких экзаменов. Во все классы набор открыт, исключение составляют только 10-11-е. Это лицейские классы с углубленным изучением профильных предметов. Здесь существует система конкурсного отбора. Мы позиционируем себя как школу равных возможностей для любого ребенка. Умение учить удобных детей не является показателем высокого профессионализма учителя. Мы — профессионалы и ищем подход к каждому. В лицее «МИР» также успешно работают программы инклюзивного обучения для детей с особыми потребностями. Такие дети получают возможность обучаться и развиваться наравне со своими сверстниками и при их непосредственной поддержке. Единственное ограничение — это количество учеников в классе. Сегодня мы принимаем не более 12 детей в каждый класс начальной школы и не более 15 в каждый класс старшей школы. Поэтому в некоторые классы набор уже закрыт.

На сайте «МИР» размещена информация, где подчеркивается, что вы не заставляете ребенка учиться. Есть ли особая методика увлечь учебой?

Существуют различные методы. Они индивидуальны и напрямую зависят от учителя. Мы отбираем преподавателей по двум основным критериям: любовь к детям и любовь к своему предмету, которая подразумевает его отличное знание. Если учитель обладает определенной харизмой, к нему тянутся дети, на него равняются. И, конечно, наши авторские методики. Например, мотивационная сессия в начале учебного года, когда дети не сидят за партами, а в течение недели разбираются в том, чему и как будут учиться в этом году. А главное — зачем. Увлекает и мотивирует детей работа над проектами и ориентация на практическое применение знаний. Например, в прошлом году ребята разрисовывали школьный забор: сделали макеты рисунков на уроках информатики, изучили свойства красок для наружных работ на уроках химии, на основах здоровья составили правила техники безопасности при работе с красками и аэрозолями, весной на уроках ИЗО и трудового обучения воплотили свои идеи в жизнь. Теперь у нас красивый креативный забор. В этом году решили украсить школьный двор арт-скульптурой — работаем. На уроках биологии делали проект по раздельному сбору мусора, на уроках литературы изучали харьковские подземелья, на уроках финансовой грамотности подготовили и провели благотворительную ярмарку по сбору средств для окнобольных детей. Во время таких проектов дети понимают, что имеют определенные дефициты знаний и навыков и хотят их закрыть. Мы работаем не только с внешней мотивацией (кнут и пряник), но и с внутренней.

Как вы относитесь к использованию компьютерных технологий в процессе обучения?

Как к еще одному инструменту для решения какой-либо учебно-развивающей задачи. Если этот инструмент более эффективен, чем традиционный, мы его используем. Если он себя не оправдывает, то нет. Сейчас рынок много предлагает для оптимизации учебного процесса в школе. Мы в ближайшее время планируем существенно обновить компьютерный парк, приобрести мобильный компьютерный класс, интерактивные плазменные панели. Это все сделает учебный процесс более успешным. Но обеспечение школы современными девайсами — это не самоцель. Это лишь замена мела и ручки. Главный стержень в учебном процессе остается неизменным — контакт мастера и ученика.

Если ребенок наделен какими-то определенными талантами, оказываете ли вы помощь в развитии его способностей?

Безусловно, на это мы и нацелены. В лицее успешно работает музыкальная школа, театральная студия, студия образовательного искусства, секция ай-кидо и шахмат, многое другое. Вместе с нашим партнером БФ «Ранок Украина» мы предлагаем программу стипендиальной поддержки для талантливых детей, которая покрывает существенную часть расходов за обучение ребенка.

Как вы думаете, поможет ли вашим ученикам обучение в «МИР» в их дальнейшей жизни?

Если ребенок успешен сегодня, то ничто и никто ему не помешает быть таким и дальше. Наша задача состоит в том, чтобы сформировать и развить успешную личность. Навыки никуда не денутся и очень пригодятся ребенку в будущем, если он будет знать, где и как ими нужно правильно воспользоваться.

Юлия Владимировна, расскажите немного о себе, своей семье, увлечениях.

Я окончила Харьковский государственный университет (тогда он был еще имени Горького) по специальности биохимия, занималась изучением работы головного мозга в Институте неврологии и психиатрии, окончила аспирантуру в Медицинском университете. Затем судьба развернула меня из научной деятельности и высшей школы в сторону среднего образования, где я работаю уже более 20 лет: преподаю, руковожу, пишу учебники, реализую различные проекты. Сейчас снова учусь в аспирантуре по специальности Public Management, недавно получила диплом Польского Университета Социальных наук. Люблю учиться, узнавать что-то новое. Много езжу по разным странам, посещаю международные образовательные ивенты, пробую применять здесь интересный опыт. Щедро делюсь с коллегами. Например, недавно вместе с друзьями-единомышленниками организовали трехдневный международный форум в Харькове — грандиозное событие с участием топовых спикеров из 12 стран (Финляндия, Великобритания, Германия, Литва, Испания, Израиль и др.). Моя работа — мое главное увлечение. Я получаю от нее огромное удовольствие. Сыну Станиславу уже 21 год. Он — успешный программист, вполне самостоятелен, живет отдельно. Я им очень горжусь. Мы часто встречаемся, делимся опытом, впечатлениями, советуемся друг с другом по разным вопросам. Он меня уже давно большему учит, чем я его. Внуков пока нет, так что я полностью предоставлена себе и своим планам, которых у меня огромное количество. Надеюсь, моей жизни хватит все их осуществить.

Что бы Вы пожелали нашим читателям, ведь многие из них родители.

Как родителям я бы пожелала здоровья их детям. И всегда находить время для общения с детьми — важно как можно больше говорить о хорошем. Дети очень нуждаются в позитивных эмоциях, которые нужно научиться плодить в геометрической прогрессии

img

Instagram of the day

Instagram of the day

@inst1 @salt_room_

Соляная комната
Оздоровление и профилактика
+38 050 186 58 34

подписаться
inst2 @tartinka.boutique

TartinKa - детская одежда
обувь и аксессуары
+38 067 418 74 18

подписаться
inst3 @kids.italia

Kids Italia
Бутик итальянской одежды
+38 097 533 09 43

подписаться
inst4 @start_school

УВК "СТАРТ-ШКОЛА"
Сделайте достойный старт в будущее Ваших детей!

подписаться

подпишитесь и получайте
журнал Luxury 5 stars бесплатно